Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 29.04.2014 N 33-1262/2014 "Дело по заявлению прокурора города Кургана об оспаривании правового акта, по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 28 января 2014 года"
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
Именем Российской Федерации
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 апреля 2014 года N 33-1262/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Арзина И.В.
судей Варлакова В.В., Пшеничникова Д.В.
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 29 апреля 2014 года гражданское дело по заявлению прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кургана об оспаривании правового акта,
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 28 января 2014 года, которым постановлено:
Удовлетворить исковые требования прокурора города Кургана.
Признать РАЗДЕЛ II, пункты 42 и 48 раздела V Административного Регламента предоставления Департаментом социальной политики Администрации города Кургана муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка детей на учет и выдача путевки в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)" противоречащими требованиям пункта 14 статьи 14, пунктам 4, 5, 6 статьи 11.1, пункту 6 статьи 11.2, пункту 2 статьи 5 Федерального закона № 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" недействующими с момента вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию города Кургана опубликовать сообщение о решении суда в ООО "Редакция городской газеты "Курган и курганцы"
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Администрации города Кургана ФИО6, действующей на основании доверенности, прокурора областной прокуратуры ФИО4, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Кургана в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими: раздела II Регламента ("Стандарт предоставления муниципальной услуги"), пунктов 42, 46 раздела V Регламента ("Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента социальной политики Администрации города Кургана, должностного лица Департамента или муниципального служащего), пункта 10 раздела II Регламента ("Стандарт предоставления муниципальной услуги"), утвержденного постановлением Администрации г. Кургана от <...> № "Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом социальной политики Администрации города Кургана муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка детей на учет и выдача путевки в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)" с момента вступления решения суда в законную силу. Просил обязать Администрацию города Кургана опубликовать сообщение о решении суда в ООО "Редакция городской газеты "Курган и курганцы".
Впоследствии прокурор заявленные требования изменил, в окончательном варианте просил признать противоречащими пункту 14 статьи 14, пунктам 4, 5, 6 статьи 11.1, пункту 6 статьи 11.2, пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и недействующими раздел II Регламента ("Стандарт предоставления муниципальной услуги"), пункты 42 и 48 раздела V Регламента ("Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента социальной политики Администрации города Кургана, должностного лица Департамента или муниципального служащего), пункт 10 раздела II Регламента ("Стандарт предоставления муниципальной услуги"), утвержденный постановлением Администрации г. Кургана от <...> № "Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом социальной политики Администрации города Кургана муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка детей на учет и выдача путевки в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)" с момента вступления решения суда в законную силу. Также просил обязать Администрацию города Кургана опубликовать сообщение о решении суда в ООО "Редакция городской газеты "Курган и курганцы".
В обоснование заявления указывал, что постановлением Администрации города Кургана от <...> № утвержден указанный выше Административный регламент, отдельные положения которого не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства. Отсутствие в Административном регламенте отдельных административных процедур влечет нарушение прав заявителей на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, предусмотренных ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ. Выборочное изменение объема прав заявителей влечет возможность необоснованного исключения из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления, их должностных лиц и является коррупциогенным фактором. В пункте 10 раздела II Регламента имелись ссылки на недействующие нормативные правовые акты. Первоначальный текст документа был опубликован в газете "Курган и курганцы" <...> в N. По результатам проверки, проведенной прокуратурой города, руководителю Администрации города Кургана <...> прокурором был принесен протест, в удовлетворении которого Администрацией города Кургана <...> было отказано.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры города Кургана ФИО5 просил заявление о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими раздела II, пунктов 42 и 48 раздела V оспариваемого Административного Регламента удовлетворить. Требования о признании противоречащими пункта 10 раздела II Регламента не поддержал, в связи с тем, что постановлением Администрации города Кургана № от <...> в указанный пункт были внесены изменения и данное положение было приведено в соответствие с требованиями федерального закона.
Представитель Администрации города Кургана ФИО6, действующая на основании доверенности, с заявлением прокурора не согласилась. Пояснила, что Административный регламент соответствует требованиям закона, оспариваемые положения Регламента не могут быть отнесены к содержащим коррупционные факторы. Полагала, что в случае удовлетворения заявления прокурора утвержденный Административный Регламент будет содержать дублирующие федеральный закон нормы. Указала, что положения раздела "Иные требования" в соответствии с федеральным законом не являются обязательными, поэтому отсутствуют в оспариваемом нормативном акте. Кроме того, предлагаемая муниципальная услуга в связи с отсутствием технических возможностей и соответствующего соглашения не предоставляется через многофункциональный центр и в электронной форме, поэтому оспариваемый прокурором раздел II Регламента и не содержит каких-либо указаний в этой части.
Представитель ООО "Редакция городской газеты "Курган и курганцы" ФИО7, действующая на основании доверенности, оставила разрешение спора на усмотрение суда. Пояснила, что редакция является официальным средством массовой информации и обязана публиковать официальные документы.
Курганским городским судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Администрация города Кургана.
В обоснование доводов жалобы указывается, что постановлением Администрации города Кургана от <...> № "О внесении изменений в постановление Администрации города Кургана от <...> № "Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом социальной политики Администрации города Кургана муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка детей на учет и выдача путевки в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)" оспариваемый Административный регламент был дополнен пунктом 22-1, содержащим указание, что муниципальная услуга через ГБУ Курганской области "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" и в электронной форме не предоставляется. Таким образом, в целом Раздел II оспариваемого Административного регламента соответствует требованиям ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Отсутствие в п. 42 раздела V оспариваемого Административного Регламента слов и выражений, дословно воспроизводящих положения федерального закона имеет свой целью упрощение понимания положений Регламента и не свидетельствует о противоречии данного пункта федеральному закону, не является выборочным изменением объема прав заявителей. Поскольку Регламентом не предусмотрен отказ в принятии документов, у граждан отсутствуют основания для обжалования такого отказа, в связи с чем отсутствует необходимость во включении такого основания в соответствующий перечень п. 42 раздела V Регламента.
Также Администрация города Кургана выражала несогласие с выводом суда о противоречии положениям федерального закона п. 48 Регламента, который, по мнению заинтересованного лица, в полной мере соответствует закону и не противоречит ему.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации города Кургана ФИО6, действующая на основании доверенности, на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала по доводам, в ней изложенным.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области ФИО4 находила решение суда законным и обоснованным, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель ООО "Редакция городской газеты "Курган и курганцы" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещался надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем на основании ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части признания противоречащими федеральному закону и недействующими раздела II и пункта 42 раздела V Административного Регламента предоставления муниципальной услуги в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании нормативного правого акта противоречащим закону полностью либо в части.
Судом установлено, что <...> Администраций города Кургана принято постановление N, которым утвержден Административный Регламент предоставления Департаментом социальной политики Администрации города Кургана муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка детей на учет и выдача путевки в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)" (далее Административный Регламент, Регламент).
Текст указанного постановления и утвержденного им Административного Регламента опубликован <...> в № номере газеты "Курган и курганцы".
Полагая, что отдельные положения нормативного правового акта противоречат действующему федеральному законодательству, прокурор города Кургана <...> в адрес руководителя Администрации города Кургана принес протест с требованием о приведении указанного акта в соответствие с действующим законодательством, указав, что утвержденный Административный Регламент не соответствует требованиям действующего законодательства в части особенностей, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и в электронной форме.
<...> Руководитель Администрации города Кургана отказал прокурору города Кургана в удовлетворении требований, изложенных в протесте, что послужило основанием для обращения прокурором с настоящим заявлением в суд.
В период судебного рассмотрения дела по заявлению прокурора, постановлением Администрации города Кургана от <...> № были внесены изменения в оспариваемое постановление Администрации города Кургана от <...> N, в том числе изложен в новой редакции пункт 10 раздела II Административного Регламента, актуализированный в части содержания ссылок на действующие нормативные правовые акты, которыми непосредственно регулируется оказание предоставления муниципальной услуги; раздел II Регламента дополнен пунктом 22-1, содержащим указание на непредоставление муниципальной услуги через ГБУ Курганской области "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" и в электронной форме.
Из материалов дела видно, что оспариваемый прокурором правовой акт носит нормативный характер, был принят уполномоченным органом местного самоуправления в пределах своей компетенции и в соответствии с установленным порядком его принятия и опубликования, что не оспаривалось прокурором.
Удовлетворяя требования прокурора г. Кургана, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые положения раздела II, пункты 42 и 48 раздела V Административного Регламента предоставления Департаментом социальной политики Администрации города Кургана муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка детей на учет и выдача путевки в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)" противоречат требованиям пункта 14 статьи 14, пунктам 4, 5, 6 статьи 11.1, пункту 6 статьи 11.2, пункту 2 статьи 5 Федерального закона № 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части признания противоречащими закону и недействующими раздела II и пункта 42 раздела V Административного Регламента по следующим основаниям.
Отношения, связанные с организацией предоставления государственных и муниципальных услуг, регламентированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Статьей 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее Федеральный закон, Закон) определено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Согласно статье 5 указанного Федерального закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 12, пп. 14 ст. 14 названного Закона установлено, что административный регламент должен содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, содержащий в ряду перечисленных в статье 14 требований к стандарту (наименование услуги и органа, предоставляющего муниципальную услугу, результат предоставления государственной или муниципальной услуги, срок предоставления услуги и другие обязательные требования) ссылку на "иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
В разделе II утвержденного Административного Регламента (в редакции постановления Администрации города Кургана от <...> N), раскрывающего содержание стандарта предоставления муниципальной услуги и в соответствии со ст. 14 Федерального закона, содержащего перечисленные в федеральном законе с 1 по 13 пункты требования, отсутствует обозначенное в пп. 14 ст. 14 федерального закона упоминание об "иных требованиях, в том числе учитывающих особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие в названном Регламенте подраздела "иные требования", соответствующего п. 14 ст. 14 Федерального закона № 210-ФЗ, ограничивает права граждан по сравнению с тем, как они определены в федеральном законе, его статьях 5 и 14.
Вместе с тем, как следует из заключительных положений Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (п. 1 ч. 4 ст. 29 Закона).
Право заявителей на получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре Закон (ст. 5) прямо связывает с наличием соответствующего соглашения о взаимодействии, заключенным между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги.
При этом, содержащееся в Постановлении Правительства РФ от 27.09.2011 № 797 (ред. от 22.12.2012) "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" предложение органам местного самоуправления организовать заключение соглашений о взаимодействии органов местного самоуправления с уполномоченным многофункциональным центром, принять меры по обеспечению организации предоставления в многофункциональных центрах муниципальных услуг, указанных в утвержденным настоящим постановлением перечне, носит рекомендательный характер (п. 3 Постановления).
С учетом изложенного, содержащийся в ст. 14 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень требований к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги носит открытый характер; введение иных требований в стандарт, в том числе учитывающих особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре и в электронной форме является возможным, но при отсутствии у соответствующего субъекта, оказывающего государственную или муниципальную услугу, препятствий организационного или технического характера.
Как следует из пояснений представителя Администрации города Кургана в судебном заседании, соответствующее соглашение с действующим в Курганской области многофункциональным центром на базе ГБУ Курганской области "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" до настоящего времени не заключено, техническая возможность оказания услуги в электронной форме у Департамента социальной политики и Администрации города Кургана отсутствует.
Таким образом, отсутствие в разделе II Административного Регламента отдельных положений, наличие которых допускается федеральным законом, само по себе не может нарушать либо ограничивать право заявителей на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, предусмотренное ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ, по причине фактического неоказания таких услуг в соответствующих административных процедурах.
Также сам по себе факт отсутствия в разделе II утвержденного Административного Регламента "иных требований" не означает несоответствия всего этого раздела Регламента положениям ст. ст. 5, 14 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и не нарушает права граждан, при том, что иные, не взаимосвязанные с "иными требованиями" положения того же раздела II Регламента, прокурором не оспариваются.
С учетом изложенного, у суда не имелось оснований для признания противоречащим закону и недействующим всего раздела II Регламента по мотиву отсутствия в нем отдельных положений, наличие которых в административных регламентах федеральный законодатель связывает с существованием определенных для этого условий.
Судебная коллегия также находит несостоятельным вывод суда о выборочном изменении объема прав заявителей органом местного самоуправления содержанием п. 42 раздела V Административного Регламента и противоречии его в связи с этим действующему федеральному законодательству.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ структура административного регламента в числе прочих должна содержать раздел, устанавливающий досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
При этом, содержание соответствующего раздела административного регламента, утвержденного органом местного самоуправления, исходя из общей теории иерархии нормативных правовых актов по их юридической силе, не должно противоречить положениям Федерального закона № 210-ФЗ.
Статьей 11.1 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрены случаи, когда заявитель может в досудебном (внесудебном) порядке обжаловать решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего.
К таким, в числе прочих, указанной статьей закона отнесены: отказ заявителю в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4); отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (п. 5); затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (п. 6).
Пункт 42 раздела V Административного Регламента в подпунктах 1 - 6 закрепляет предметы (основания) для досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) Департамента социальной политики Администрации города Кургана, должностного лица Департамента либо муниципального служащего при исполнении настоящего Регламента.
При этом, данный пункт указанного раздела Регламента не содержит такого предусмотренного ст. 11.1 федерального закона основания для досудебного обжалования, как отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, а подпункты 4 и 5 пункта 42 Регламента закрепляют возможность досудебного обжалования заявителем: отказа в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены настоящим Административным Регламентом (пп. 4), затребования с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы (пп. 5).
Судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что указанное выше буквальное несоответствие формулировок пп. 4 и 5 п. 42 Административного регламента аналогичным по смыслу положениям пп. 5 и 6 ст. 11.1 федерального закона является выборочным изменением органом местного самоуправления объема прав заявителей и противоречит федеральному законодательству.
Так, исходя из буквального содержания пп. 5 п. 42 Регламента следует, что в досудебном порядке заявитель вправе обжаловать затребование с него платы при предоставлении муниципальной услуги. При этом, данное положение не устанавливает ограничений по основаниям установления взимаемой платы, тем самым подразумевая случаи, когда заявителем обжалуется взимание с него любой платы, установление которой не предусмотрено нормативными правовыми актами любого уровня (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными), что в полной мере согласуется с буквальным содержанием и смыслом правовой нормы, закрепленной в п. 6 ст. 11.1 Федерального закона № 210-ФЗ.
Аналогичным по своему смысловому содержанию положению п. 5 ст. 11.1 федерального закона является и пп. 4 п. 42 Регламента, предусматривающий право на досудебное обжалование заявителем случаев отказа в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены настоящим Административным Регламентом.
Исчерпывающий перечень оснований к отказу в предоставлении муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка детей на учет и выдача путевки в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)" предусмотрен в п. 15 оспариваемого Регламента (установлено 3 основания к отказу: предоставление недостоверных сведений; несоответствие заявления установленной в приложении к Регламенту форме либо неполнота ее заполнения; отсутствие в приложениях к заявлению определенных Регламентом документов).
Таким образом, закрепленное в пп. 4 п. 42 Регламента право заявителя на внесудебное обжалование распространяется на все, кроме перечисленных в п. 15 Регламента, случаи отказа, в том числе как предусмотренные, так и не предусмотренные имеющими большую юридическую силу актами федерального, регионального и местного законодательства, что определенно не может быть расценено в качестве выборочного изменения органом местного самоуправления объема прав заявителей, закрепленных федеральным законом, и выступать в соответствии с пп. "в" п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 27.03.2013) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенным фактором.
Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, т.е. обстоятельствами, на которых заявитель основывает свои требования, при рассмотрении и разрешении дел, возникших из публичных правоотношений (часть 3 статьи 246 ГПК РФ), однако предмет требований подлежит определению заявителем и при принятии решения суд в соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ не вправе его изменить самостоятельно.
Невключение органом местного самоуправления в п. 42 Регламента самостоятельного и не связанного с другими предметами такого основания для досудебного обжалования, как отказ в приеме документов у заявителя, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемой нормы в полном объеме, поскольку отсутствие спорного основания не ограничивает прав заинтересованных лиц на обращение с досудебной жалобой на отказ в приеме документов в соответствии с нормой федерального закона - п. 4 ст. 11.1, имеющего высшую юридическую силу над муниципальным правовым актом и прямое действие.
Требований о признании противоречащим п. 42 Регламента в части (отсутствия одного из предметов для досудебного (внесудебного) обжалования, предусмотренного федеральным законом) прокурором суду не заявлялось.
При таких обстоятельствах основания для признания в целом положений п. 42 Регламента противоречащим федеральному законодательству и недействующим у суда первой инстанции также отсутствовали.
В части признания противоречащим федеральному закону и недействующим п. 48 Регламента решение городского суда является законным и обоснованным, поскольку в отличие от соответствующих положений ч. 6 ст. 11.1 федерального закона № 210-ФЗ данная норма обжалуемого муниципального нормативного акта ограничивает права граждан, устанавливая в своем неразрывном единстве меньший по сравнению с федеральным законом круг оснований (видов жалоб), которые подлежат рассмотрению уполномоченным органом, оказывающим муниципальную услугу, в сокращенный 5-дневный срок.
Утверждение в апелляционной жалобе Администрации города Кургана о соответствии п. 48 Регламента положениям федерального закона соответствующими доводами не аргументировано и мотивированных выводов суда первой инстанции в этой части не опровергает.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку судом в части признания п. 48 Регламента противоречащим федеральному закону были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, решение суда в остальной части является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Курганского городского суда Курганской области от 28 января 2014 года в части признания противоречащими федеральному закону и недействующими раздела II, пункта 42 раздела V Административного Регламента предоставления Департаментом социальной политики Администрации города Кургана муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка детей на учет и выдача путевки в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)" - отменить, в удовлетворении заявления прокурора города Кургана в этой части отказать.
В остальной части решение Курганского городского суда Курганской области от 28 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья
Н.К.РОГОВА
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: