Типы документов

Реклама

Партнеры

Распоряжение Правительства Курганской области от 12.08.2014 N 227-р "О Концепции кластерной политики Курганской области на период до 2030 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 августа 2014 г. № 227-р

О КОНЦЕПЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

В целях обеспечения высоких темпов роста экономики, реализации кластерных проектов в производственных и инновационных сферах Курганской области:
1. Утвердить Концепцию кластерной политики Курганской области на период до 2030 года (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему Распоряжению.
2. Департаменту экономического развития, торговли и труда Курганской области разработать и представить на утверждение Правительству Курганской области план мероприятий по реализации Концепции.
3. Органам исполнительной власти Курганской области, осуществляющим отраслевое либо межотраслевое управление, направить в Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области предложения в план мероприятий по реализации Концепции.
4. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Губернатора Курганской области - директора Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора Курганской области
А.Г.КОКОРИН





Приложение
к Распоряжению
Правительства
Курганской области
от 12 августа 2014 г. № 227-р
"О Концепции кластерной политики
Курганской области на период
до 2030 года"

КОНЦЕПЦИЯ
КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Современные условия развития экономики характеризуются ускорением глобализации и обострением конкурентной борьбы не только между компаниями и странами, но и между регионами. Территории конкурируют между собой за рынки сбыта, инвестиции, кадровый и интеллектуальный потенциал, что требует применения новых инструментов поддержания и повышения конкурентоспособности регионов.
Кластерная политика нацелена на формирование эффективных механизмов государственно-частного партнерства, содействие усилению конкурентоспособности производственной и научно-технологической цепочки в части производства конкретной готовой продукции, включая взаимодействие поставщиков, потребителей, исследовательских и сервисных организаций.
Реализация кластерной политики будет способствовать росту конкурентоспособности экономики Курганской области за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, расширением доступа к инновациям, технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных проектов и продуктивной конкуренции.
Настоящая Концепция кластерной политики Курганской области на период до 2030 года (далее - Концепция) определяет принципы, цели и содержание кластерной политики Курганской области, а также основные направления и порядок реализации мер государственной поддержки, предоставляемой предприятиям и организациям, объединяющим свои усилия в целях реализации совместных (кластерных) проектов и иных действий, повышающих их совокупную конкурентоспособность.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

В Концепции используются следующие основные термины и определения.
Кластер - это взаимосвязанные организации, постоянно совершенствующие свои конкурентные преимущества, географически сконцентрированные и объединенные общей сферой деятельности. Основные признаки кластера:
- концентрация на определенной территории совокупности специализированных предприятий, занимающих определенное место в общей производственной цепи;
- наличие кооперации внутри кластера;
- наличие сильных конкурентных позиций внутри кластера и внутрикластерной конкуренции;
- наличие высококвалифицированных кадров и высокого научно-технического потенциала в организациях кластера;
- экспортный потенциал организаций кластера.
Протокластер - совокупность организаций, обладающая неполным перечнем признаков кластера.
Кластерная политика Курганской области (далее - кластерная политика) - система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики Курганской области, предприятий, организаций, входящих в кластер, - участников кластера.
Участник кластера - хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), входящий в состав кластера. Участие в кластере осуществляется в форме кластерных инициатив и кластерных проектов.
Кластерная инициатива - как отдельные, так и совместные организованные усилия участников кластера, органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных и исследовательских организаций, направленные на увеличение роста и конкурентоспособности конкретного кластера на определенной территории.
Кластерный проект - проект, направленный на развитие кластера путем объединения некоторых или всех участников кластера, целесообразный для всех участников кластера.
Кластерный подход - совокупность приемов и способов развития экономики Курганской области через создание условий для формирования и развития кластеров.
Кластерная инфраструктура - совокупность субъектов экономики, способствующих деятельности кластеров, включая предоставление услуг по инициированию, разработке и сопровождению кластерных проектов, реализуемых в целях повышения конкурентоспособности Курганской области.
Организация содействия развитию кластера - формализованная управленческая структура, объединение участников кластера, которое может существовать в форме коммерческой организации, некоммерческого партнерства или саморегулируемой организации для ведения операционной деятельности по формированию и развитию кластера, объединения усилий и ресурсов его участников для разработки программы развития кластера и кластерных проектов.

Раздел III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

Целью реализации кластерной политики является повышение конкурентоспособности экономики Курганской области, ее отдельных сфер и отраслей, а также содействие переходу к экономике знаний.
В рамках реализации поставленной цели основными задачами кластерной политики являются:
- оценка потенциала экономики Курганской области для создания кластеров;
- разработка необходимой нормативно-правовой и методической базы;
- формирование соответствующей инфраструктуры;
- создание благоприятных условий для формирования и развития кластерных проектов и кластерных инициатив.
Основными принципами кластерной политики являются:
- принцип согласованности;
- принцип открытости;
- принцип добровольности;
- принцип хозяйственной самостоятельности;
- принцип приоритета проектов развития.

Раздел IV. ПОТЕНЦИАЛ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В основе формирования кластерной политики Курганской области находится вопрос о наличии специфических конкурентных преимуществ территории. Решение этого вопроса подразумевает:
- описание географического положения и природно-климатических условий Курганской области;
- описание административно-территориального устройства Курганской области;
- описание базового инфраструктурного обеспечения Курганской области;
- описание производственного потенциала Курганской области;
- описание развития малого и среднего предпринимательства в Курганской области;
- описание трудовых ресурсов Курганской области;
- описание научно-исследовательского и инновационного потенциала Курганской области;
- свод конкурентных преимуществ и рисков развития экономики Курганской области в рамках Концепции.
Курганская область расположена на территории Уральского федерального округа, занимая центральное положение. Граничит с Тюменской, Челябинской и Свердловской областями, а также Республикой Казахстан.
Площадь Курганской области составляет 71,5 тыс. кв. км, протяженность с запада на восток - 430 км, с севера на юг - 290 км. Территория Курганской области занимает 0,4% территории России и 4% территории Уральского федерального округа.
Климат резко континентальный. Метеорологические условия нестабильны. Самый холодный месяц - январь (в среднем - 18°С), самый теплый - июль (в среднем - 19°С). Среднегодовое количество осадков составляет 300 - 400 мм.
Курганская область является одним из уранодобывающих регионов России, запасы бентонитовых глин составляют более 20% запасов России. Шадринское месторождение минеральных вод считается уникальным в Уральском федеральном округе.

Таблица 1. Природные ресурсы и их добыча
в Курганской области

Вид полезного ископаемого
Запасы ресурса
Годовая добыча (2012 г.)
Уран
18023 т
525,7 т
Бентонитовые глины
23067 тыс. т
88,5 тыс. т
Стекольные пески
439 тыс. т
-
Железные руды
около 4 млрд т
-
Вольфрам-молибденовые руды
WO3 - 50 тыс. т
Mo - 17 тыс. т
-
Титан-циркониевые россыпи
8 - 15 тыс. т
-
Лечебные грязи
17398,26
364 куб. м
Камни строительные
157144 тыс. куб. м
390 тыс. куб. м
Кирпично-черепичное сырье
68984 тыс. куб. м
44 тыс. куб. м
Песок строительный
75585 тыс. куб. м
140 тыс. куб. м
Торф
19558 тыс. куб. м
-

Курганская область расположена в лесостепной зоне. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 4529,6 тыс. га, или 63,3%. Преобладают почвы черноземные, выщелоченные, часть территории занимают солонцы, осолоделые почвы и солоди. Болотная растительность развита преимущественно на севере по междуречьям, где находятся основные ресурсы торфа.
Общая площадь лесного фонда составляет более 1,8 млн га, или 25,3% от площади Курганской области. Основные лесообразующие породы: хвойные насаждения - 25%, мягколиственные - 74%. Разрешенный объем заготовки древесины составляет 2 млн куб. м в год.
Почти вся территория расположена в бассейне реки Тобол, и лишь восточные районы относятся к Тобол-Ишимскому междуречью и являются бессточной зоной. В Курганской области протекает 449 водотоков общей протяженностью 5175 км, насчитывается 2943 озера общей площадью 3000 кв. км, что составляет 4% от площади Курганской области. Некоторые из них по минералогическим свойствам воды соответствуют лучшим природным здравницам России и мира - состав воды озера "Медвежье" аналогичен воде Мертвого моря. Крупнейшие реки: Тобол, Миасс, Исеть.
Курганская область в административно-территориальном отношении состоит из 24 муниципальных районов и 2 городских округов. Административный центр - г. Курган, промышленный, научный и культурный центр Курганской области. На территории Курганской области расположено 9 городов, 6 поселков городского типа, 419 сельских администраций.
Транспортная система Курганской области представлена железнодорожным, автомобильным, воздушным и трубопроводным транспортом.
Общая протяженность железнодорожных путей по Курганской области составляет 809 км. Проходящая через область железная дорога является составной частью Транссибирской железнодорожной магистрали. Курган является транспортным узлом, железные дороги расходятся по 4 направлениям: западное, восточное, южное и северо-западное.
Общая протяженность автомобильных дорог - 12484,7 км, из них 62,9% составляют дороги с твердым покрытием. Недостаток качественных автомобильных дорог тормозит социально-экономическое развитие в районах области.
По территории области проходят 5 нефтепроводов, 3 продуктопровода и 2 газопровода общей протяженностью более 3 тыс. км.
Приграничное положение и развитая дорожная инфраструктура позволяют положительно оценивать перспективы создания в Курганской области транспортно-логистического центра.
В перспективе развития энергетического комплекса Курганской области возможно появление малых генерирующих мощностей на территории города Кургана.
Современная система газоснабжения Курганской области состоит из инфраструктуры газотранспортных сетей природного газа и инфраструктуры объектов газоснабжения сжиженным газом. Поставками сжиженного газа охвачено 26 муниципальных образований, или 100%, природным - 14 районов Курганской области: Белозерский, Варгашинский, Далматовский, Каргапольский, Катайский, Кетовский, Мишкинский, Мокроусовский, Сафакулевский, Шадринский, Шатровский, Шумихинский, Щучанский, Юргамышский и 2 города областного подчинения: Курган и Шадринск. Отсутствует газоснабжение в восточной части Курганской области.
Собственные запасы природного газа и мощности по производству сжиженного газа в Курганской области отсутствуют. Газоснабжение осуществляется исключительно за счет внешних источников.
Площадь покрытия сотовой связью населенных пунктов составляет около 90%. Общее число интернет-пользователей составило около 230 тысяч абонентов. Создана и развивается внутризоновая транспортная сеть на базе волоконно-оптических линий, в настоящее время охватившая все районные центры. Развитие инфраструктуры связи в городах и районных центрах подвержено эффектам урбанизации. Малонаселенные поселения в свою очередь испытывают недостаток в средствах связи.
Конкурентным преимуществом Курганской области является прогрессивная товарная структура экспорта. Более 90% в структуре экспорта занимает продукция с высокой добавленной стоимостью: машины, оборудование, транспортные средства, металлические конструкции, фармацевтическая продукция и др. В связи с развитием нефтегазовой промышленности в соседних областях увеличиваются объемы производства продукции для данного сектора.
Товарная структура экспорта Курганской области в 2012 году:
- машиностроительная продукция - 85%;
- металлы и изделия из них - 8%;
- химическая продукция - 3%;
- древесина и ЦБИ - 2%;
- продовольственные товары - 2%.
В обрабатывающей промышленности доля рентабельных предприятий составила 81% от общего числа. Реализуются инвестиционные проекты по созданию и развитию новых производств в технологичных сферах деятельности. Возобновляются учебные программы, основанные на взаимодействии учебных организаций и промышленных предприятий. Внедряются технологии "бережливого производства" и международные системы менеджмента качества. Индексы промышленного производства в последние несколько лет положительны и превышают средние российские показатели.
Агропромышленные кластеры должны объединять не только предприятия, занятые непосредственно производством, переработкой и реализацией продукции, но и организации сферы обслуживания - от подготовки кадров до снабжения производства, а также научные учреждения, и предполагать развитие социальной сферы.
Конкурентные преимущества агропромышленного комплекса в Курганской области:
- наличие значительных плодородных земельных ресурсов. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 4,5 млн га, в том числе пашни 2,3 млн га, или 2,5 га пашни на душу населения (по России - 0,8 га). Черноземы составляют 80% пахотных угодий (по России - 60%). Имеющиеся обширные естественные кормовые угодья (1,7 млн га) позволяют развивать мясное и молочное скотоводство, овцеводство и коневодство;
- наличие условий для производства высококачественной экологически безопасной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Удельный вес реализованного зерна продовольственных кондиций составляет 70 - 80%. В связи с низким уровнем использования минеральных удобрений, химических средств защиты растений почвы в меньшей степени загрязнены элементами, опасными для здоровья.
Курганская область одна из первых в Уральском федеральном округе сформировала региональную законодательную базу по обеспечению безопасности продовольствия. В рамках реализации Закона Курганской области "Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов в Курганской области" хозяйствующие субъекты имеют право маркировать информационным знаком "Зауральское качество" свою продукцию;
- развитая переработка сельскохозяйственной продукции, производство пищевых продуктов. Предприятиями пищевых отраслей ежегодно обновляется до 10% ассортимента выпускаемой продукции;
- наличие трудовых ресурсов. В сельской местности проживает 241 тыс. человек в трудоспособном возрасте, из них в сельском хозяйстве занято 47 тыс. человек, ежегодно учебными заведениями выпускается около 1,4 тыс. специалистов с высшим и средним специальным аграрным образованием;
- наличие научного потенциала в агропромышленном комплексе;
- достаточно развита социальная и транспортная инфраструктура в сельских территориях;
- близость Курганской области к крупнейшим городам и промышленным зонам Урала.
С учетом конкурентных преимуществ в Курганской области наиболее перспективным является формирование зернопродуктовых кластеров, в юго-западной зоне перспективно формирование кластера по производству и переработке масличных культур, в северо-западной и центральной зонах - молочнопродуктовых кластеров, мясопродуктовых кластеров в центральной и восточной зонах.
В перспективе территориально-производственная кластеризация будет являться важнейшим направлением развития агропромышленного комплекса в Курганской области.
В Курганской области использование возможностей малого и среднего предпринимательства в последние годы становится реальным приоритетом государственной политики. Сформирована правовая база регулирования сферы малого и среднего предпринимательства, создана и развивается инфраструктура поддержки развития. Осуществляется поддержка развития малого и среднего предпринимательства. Сформированы и функционируют координационные и совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, а также общественные организации. Вместе с тем в целях реализации кластерной политики необходимо вовлекать субъекты малого и среднего предпринимательства в единые цепочки производства в соответствии со стратегией развития конкретного кластера.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Курганской области, их выручка и объемы капитальных вложений возрастают. В субъектах малого и среднего предпринимательства занято около трети экономически активного населения Курганской области.
Идет постепенный переход предпринимателей из сферы торговли в производство и услуги. На сегодня доля торговли составляет всего 30%, услуг - 26%, строительной индустрии - 14%, промышленности - 13%, сельского хозяйства - 11%.
Процесс развития малого и среднего предпринимательства создает для государства и общества возможность решения как экономических задач (создание конкурентной среды, гибко реагирующей на запросы рынка; привлечение частного капитала и внешних инвестиций; коммерциализация технологий; наполнение бюджетов различных уровней), так и социальных (повышение уровня занятости; создание источников доходов для населения; производство товаров и услуг для граждан по доступным ценам).
Население Курганской области составляет 885 тыс. человек, городское население - 60,7%. Население г. Кургана - 328 тыс. человек. Численность населения снижается. Наблюдается концентрация населения в Курганской агломерации (численность населения составляет 418 тыс. человек) и отток населения из районов.
Уровень зарегистрированной безработицы составляет 1,6% от экономически активного населения. Заработная плата в Курганской области возрастает, но все равно остается самой низкой в Уральском федеральном округе, что обусловливает миграционную убыль, в основном - молодежи. В некоторых районах вследствие развития социально ответственных предприятий удается переломить негативные демографические тенденции.
В целом можно сделать вывод, что создание высокопроизводительных рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда и развитие социальной инфраструктуры способно сохранить трудовые ресурсы.
Курганская область располагает научным и научно-техническим потенциалом, создающим объективные предпосылки для перехода к инновационной модели развития.
В Курганской области 4 высших учебных заведения, в том числе 3 государственных, обеспечивают подготовку квалифицированных кадров по более 100 специальностям. В них обучается около 32 тыс. человек. Направления подготовки соответствуют специализации Курганской области и создают резерв для реализации кластерной политики.
Подготовка аспирантов ведется в 5 организациях. В общей сложности по 32 специальностям обучается около 300 человек.
Общую картину инновационных процессов области определяют обрабатывающие производства. На долю организаций обрабатывающих производств приходится 97,5% от общего объема инновационных товаров (работ, услуг).
Наблюдается следующая структура затрат по видам инновационной деятельности:
- приобретение машин и оборудования, связанных с внедрением технологических инноваций, - 47%;
- исследования и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов - 40,6%;
- другие виды подготовки производства - 5,3%;
- производственное проектирование - 1,3%.
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в Курганской области, составляет 13,1%, что превышает показатель в целом по Российской Федерации (10,4%).
Переход к инновационному развитию производств в Курганской области необходим для обеспечения конкурентоспособности предприятий на внешних рынках. Внедрение инноваций требует вложения средств в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и налаживания взаимодействия между наукой, образованием и производством.
Конкурентные недостатки Курганской области:
- высокая энергозависимость;
- нестабильная демографическая и социальная ситуация;
- недостаточное развитие инженерной и транспортной инфраструктуры;
- структурные диспропорции в отдельных отраслях и сферах экономики;
- недостаточное использование сырьевого потенциала;
- низкая инвестиционная активность;
- недостаточный уровень использования туристско-рекреационного потенциала.
Конкурентные преимущества Курганской области:
- прогрессивная структура экспорта с высокой долей машин, оборудования и транспортных средств;
- наличие сырьевой базы;
- выгодное геоэкономическое положение;
- компактная территория;
- соседние "сильные" промышленные области, усиливающие конкуренцию;
- сравнительно благоприятные природно-климатические условия и близость к рынкам сбыта продукции.

Раздел V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ
ПОЛИТИКИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Основными этапами реализации кластерной политики являются:
- подготовительный;
- этап разработки концепций, программ развития кластеров и кластерных проектов;
- организация дальнейшего содействия развитию кластеров.
Подготовительный этап заключается в методическом и инфраструктурном обеспечении реализации кластерных инициатив.
Методическое обеспечение заключается в разработке ряда мер и рекомендаций по управлению кластерными инициативами и механизма привлечения государственной поддержки развития кластеров для субъектов предпринимательства, органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Формирование нормативно-правовой базы поддержки развития кластеров включает разработку закона о кластерной политике Курганской области и методических рекомендаций по управлению кластерными инициативами.
Формирование условий для эффективного институционального развития кластеров заключается в поддержке специализированной кластерной инфраструктуры - центра кластерного развития и участие в создании, развитии и поддержке функционирования организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства (технопарков, индустриальных парков), а также реализации совместных проектов и инициатив по поддержке предпринимательства, в том числе инновационного.
Некоммерческое партнерство "Центр кластерного развития Курганской области" (далее - Центр) является институтом развития и формализации кластерных инициатив. Целью создания Центра является содействие принятию решений и координации проектов по формированию и развитию кластеров на территории Курганской области.
Центр осуществляет отбор и регистрацию кластерных инициатив. Кластерные инициативы, планируемые к реализации, регистрируются в реестре кластерных инициатив Курганской области, ведение которого осуществляет Центр.
Цикл управления кластерной инициативой включает в себя:
- проведение исследований с привлечением ученых и предпринимателей Курганской области с целью выявления потенциально привлекательных направлений развития экономики Курганской области в виде кластерных инициатив. Обоснование эффективности развития потенциально привлекательного кластера. Предоставление материалов для рассмотрения всем заинтересованным лицам и организациям;
- осуществление общей координации рассмотрения возможности разработки потенциально привлекательной кластерной инициативы всеми заинтересованными лицами и организациями;
- заключение соглашений между участниками кластера, инвесторами, организациями содействия развитию кластера и прочими заинтересованными организациями;
- разработку дорожных карт и технико-экономических обоснований предполагаемых кластеров, инвестиционных предложений, бизнес-планов новых производств, определение потребностей и распределение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- информационно-консультационную, правовую, маркетинговую и прочую поддержку кластерных проектов, установление обратной связи;
- мониторинг, оценку и общую координацию дальнейшего процесса развития кластера.
На любом из этапов возможен выход кластерной инициативы из списка потенциально привлекательных. В этом случае предполагается отказ от дальнейшего продвижения инициативы.
Центр обеспечивает следующую поддержку развития кластерных инициатив:
- формирование организаций содействия развитию кластера;
- разработку программы развития кластера и плана мероприятий по ее реализации, включающих разработку набора кластерных проектов и инициатив, и мер, направленных на формирование благоприятных условий развития кластера;
- установление эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и оказания информационной, консультационной и методической поддержки;
- стимулирование инноваций и развития механизмов коммерциализации технологий, поддержки сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями;
- содействие маркетингу продукции, в том числе содействие выходу продукции предприятий кластера на внешние рынки;
- привлечение прямых инвестиций;
- содействие получению государственной поддержки участниками кластера на начальных этапах развития кластера;
- содействие развитию механизмов посредничества и аутсорсинга, включая развитие специализированных консультационных организаций - центров субподряда;
- проведение систематической работы по выявлению примеров лучшей практики развития кластеров в субъектах Российской Федерации и за ее пределами.
Результатом деятельности Центра является программа развития конкретного кластера, которая должная содержать:
- описание потенциальных участников кластера, производимой продукции, основных мероприятий по реализации приоритетов развития кластеров, ключевых показателей динамики развития кластера;
- описание производственного, научного и финансового потенциала кластера, прогноз развития рынков продукции кластера, описание отдельных элементов, препятствующих развитию кластера;
- описание основных направлений поддержки научно-исследовательских работ, которые предполагается выполнить участниками кластера;
- описание совершенствования системы подготовки кадров для целей развития кластера, формирование систем непрерывной подготовки;
- развитие производственного потенциала. Описание основных мер по развитию производства и соответствующей инфраструктуры, привлечению инвестиций, развитию малого и среднего предпринимательства и соответствующей инфраструктуры;
- организационное развитие кластера и развитие соответствующей инфраструктуры;
- предложения по совершенствованию государственного регулирования развития кластера.
Программа развития кластера должна быть нацелена на укрепление позиций организаций кластера в экономике Курганской области, Российской Федерации и на внешних рынках, расширение и углубление специализации субъектов предпринимательства, входящих в кластер.
Дальнейшая поддержка развития кластеров возможна в следующих основных направлениях:
- развитие отраслей и подотраслей экономики;
- политика привлечения инвестиций;
- политика развития экспорта;
- образовательная политика;
- научная и инновационная политика;
- развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;
- поддержка развития малого и среднего предпринимательства.

Раздел VI. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Реализация мероприятий кластерной политики Курганской области способствует:
- обеспечению роста конкурентоспособности предприятий Курганской области;
- обеспечению роста несырьевого и высокотехнологичного экспорта товаров и услуг;
- обеспечению ускоренного развития инновационного сектора экономики Курганской области;
- повышению эффективности системы подготовки кадров для потребностей экономики;
- стимулированию эффективности и роста количества малых и средних предприятий;
- повышению инвестиционной привлекательности Курганской области;
- социально-экономическому развитию Курганской области.
Возможно использование следующих основных показателей, отражающих степень достижения задач по формированию условий для эффективного организационного развития кластеров и обеспечению эффективной поддержки кластерных проектов.
Для общей оценки эффективности реализации кластерной политики:
- темп роста валового регионального продукта в разрезе видов деятельности предприятий, составляющих кластеры по ОКВЭД, %;
- темп роста экспорта и изменение его структуры по направлениям, соответствующим направлениям деятельности кластеров, %;
- темп роста занятости, %;
- агрегированные показатели эффективности программ развития кластеров.
Для оценки эффективности программ развития конкретных кластеров:
- темп роста стоимости основных фондов участников кластера, %;
- темп роста объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров, %;
- темп роста инвестиций в основной капитал предприятий - участников кластера в соответствии с планом инвестиций в основной капитал по Курганской области на текущий год, %;
- темп роста производительности труда на предприятиях, образующих кластеры, %;
- темп роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Курганской области от организаций - участников кластеров, %;
- количество созданных рабочих мест в организациях - участниках кластеров, включая предприятия кластерной инфраструктуры, ед.;
- темп роста средней заработной платы в организациях - участниках кластеров, %;
- темп роста затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках локализации кластера, в процентах от годового оборота организаций - участников кластеров, %;
- темп роста количества поданных заявок на патенты, полученных новых патентов и заключенных лицензионных соглашений, ед.;
- доля инновационной продукции в общем объеме производства организаций - участников кластеров, %;
- темп роста объемов экспорта продукции (работ, услуг) организаций - участников кластеров, %.
Для оценки эффективности реализации отдельных совместных проектов - маркетинговых, научных, образовательных целесообразно сопоставлять затраты на осуществление проектов с полученным эффектом.
Показатели эффективности отдельных предприятий не могут являться целевыми индикаторами программ развития кластеров и совместных проектов.


------------------------------------------------------------------